Страховые взносы: камеральная проверка

Организации обязаны

  1. Уплачивать страховые взносы.
  2. Вести учет сумм исчисленных страховых взносов по каждому сотруднику, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения.
  3. Представлять в налоговую инспекцию расчеты по страховым взносам.
  4. Представлять в налоговую инспекцию и инспекторам документы, необходимые
    для исчисления и уплаты страховых взносов.
  5. Представлять в налоговую инспекцию и инспекторам сведения о застрахованных лицах
    в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
  6. Шесть лет хранить документы, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов.
  7. Сообщать в налоговую инспекцию о своих обособленных подразделениях, в том числе филиалах и представительствах.
  8. Исполнять другие обязанности.

Сроки уплаты взносов и отчетности смотрите здесь

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован статьей 34 Федерального закона N 212-ФЗ

Камеральная проверка осуществляется на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у органа контроля (п. 1 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ). Документами, представляемыми плательщиками, могут быть листки нетрудоспособности в связи с заболеванием, беременностью и родами, которые вправе запросить ФСС при проведении камеральной проверки, а также другие документы в связи с материнством, подтверждающие расходы, произведенные за счет социального страхования.

Специального решения руководителя органа контроля о проведении камеральной проверки не требуется. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета плательщиком страховых взносов (п. 2 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ).

Если в ходе камеральной проверки выявлены:

  • ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, то о данных фактах сообщается плательщику страховых взносов.

Для этого органы контроля направляют плательщику страховых взносов требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 8-ПФР), утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее — Приказ N 957н).

Плательщик страховых взносов при получении указанного требования обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

камеральная проверка по расчету по страховым взносам

При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах должностные лица органа контроля составляют акт проверки. При проведении камеральной проверки указанный акт должен быть составлен в течение 10 дней после истечения срока ее проведения (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, то акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается (п. 6 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ).

Форма акта камеральной проверки (форма 16-ПФР, форма 16-ФСС РФ) утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».

Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого эта проверка проводилась. Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, отказывается подписать акт, в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

В течение пяти дней с даты подписания акта он должен быть вручен проверяемому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте датой его вручения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Нередко лица, в отношении которых проводятся проверки, не соглашаются с фактами, изложенными в актах проверок, а также с выводами и предложениями проверяющих. В такой ситуации плательщик в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или его отдельным положениям.

Перед вынесением окончательного решения в виновности или невиновности лица, в отношении которого проводилась проверка, акт проверки, а также письменные возражения рассматриваются руководителем органа контроля за уплатой страховых взносов. Срок на рассмотрение — 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, отпущенного проверяемому лицу на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Рассмотрение результатов проверки может производиться при участии лица, в отношении которого и проводилась данная проверка. При этом стоит отметить, что присутствие лица не является его обязанностью, то есть материалы проверки могут быть рассмотрены и в его отсутствие.

Цель изучения материалов проверки изложена в п. 6 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ и подразумевает под собой установление следующих обстоятельств:

  • совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
  • образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения;
  • исключающих вину лица в совершении правонарушения либо смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель органа контроля вправе вынести решение об истребовании нужных документов по форме 18, утвержденной Приказом N 957н.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов (заместитель руководителя) выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (форма 19-ПФР, форма 19-ФСС РФ утверждены Приказом N 957н);
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (форма 20-ПФР, форма 20-ФСС РФ утверждены Приказом N 957н).

Соответствующее решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

При принятии решения руководителем контрольного органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в нем излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Иными словами, привлечение к ответственности невозможно без доказательств факта совершения правонарушения.

Если по итогам рассмотрения материалов проверки принято решение об отказе в привлечении лица, в отношении которого проводилась проверка, к ответственности, то в решении излагаются все обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

Итоги рассмотрения материалов проверки лицо вправе обжаловать в срок, который указан в решении, в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (п. 11 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Завершая статью, напомним читателям, что в соответствии с нормами ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ контролирующие органы имеют право:

  • требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;
  • вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер;
  • определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;
  • требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в установленном Федеральным законом N 212-ФЗ порядке;
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

Какие функции сохранились у ФСС в 2017 году

Право проводить проверки по уплаты страховых взносов налоговики получают с 1 января 2017 года. Странно полагать, что уже 11 января налоговая инспекция может прийти с проверкой и досконально проверить взносы. Поэтому ФСС России и налоговая инспекция имеют право проводить проверки совместно.

Проверяет ФСС

С 1 января 2017 года у ФСС РФ сохранились полномочия по проверке взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Взыскивает налоговая инспекция

А вот взыскивать недоимку по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшуюся на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет ФНС РФ.

Как будут взаимодействовать ФСС и налоговая инспекция

По взносам до 31 декабря 2016 года ФСС России будет:

  • Осуществлять контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные периоды до 01.01.2017, в порядке, действующем до 1 января 2017 года. То есть, ФСС России имеет право проводить камеральные и выездные проверки Расчетов по форме 4-ФСС за 2016 год, в том числе уточненных Расчетов.
  • Проводить камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в порядке.
  • Направлять организации решение по результатам камеральной и выездной проверки.

По взносам с 1 января 2017 года ФСС России будет:

  • Проводит камеральные проверки расходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по заявлению компании на возмещение средств на выплату страхового обеспечения на основании сведений из Расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России.
  • Проводить внеплановые выездные проверки организаций по правильности расходов организации на выплату страхового обеспечения.
  • Проводить совместно с ФНС России плановые выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
  • Рассматривать жалобы организаций на Акты проверок о правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения.

Об особенностях камеральной проверки расчета по страховым взносам ...

С 1 января 2017 года в части страховых взносов ФНС России будет:

  • Проводить камеральные проверки Единого Расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России.
  • Осуществлять выездные проверки по уплате страховых взносов
    с 01.01.2017, совместно с ФСС РФ.
  • Учитывает обязательства плательщика страховых взносов с 01.01.2017.
  • Проводить сверку по начисленным и уплаченным страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по обязательствам с 01.01.2017.
  • Выносить решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной налоговых проверок по уплате страховых взносов с 01.01.2017.
  • Рассматривать жалобы на Акты проверок, жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налогового органа.

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Узнать подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *