Страховая не выдает акт осмотра по осаго

Правомерность требований о предоставлении акта осмотра

Согласно Федеральному Закону (ФЗ) № 40-ФЗ от 24.04.2002 года «Об ОСАГО», пострадавший обязан в течение 5 дней с момента ДТП известить страховую компанию об аварии и предъявить требование о возмещении причиненного ущерба. Далее в соответствии со ст. 12, п. 11 ФЗ № 40-ФЗ, компания должна провести осмотр или техническую экспертизу пострадавшего транспортного средства в течение 5 рабочих дней с даты поступления извещения о ДТП, если иной срок не указан в договоре ОСАГО данного страховщика.

Таким образом, на законодательном уровне определено, что результаты осмотра (или экспертизы) транспортного средства, зафиксированные в акте осмотра (или экспертизы), выдаются пострадавшему только по его письменному требованию. Поэтому выдача СК указанного акта без наличия письменного заявления от пострадавшего — это жест доброй воли со стороны СК. Страховая не обязана в добровольном порядке знакомить страхователя с результатом проверки (экспертизы).

Что делать, если страховая компания не выдает акт осмотра по ОСАГО

Он составляется после осмотра автомобиля. В его основу может быть положено заключение экспертизы, если она проводилась. Желательно в заявлении сослаться на нормы закона, в которых прямо предусмотрена эта обязанность страховщиков.

Если страховая компания по различным причинам откладывает процесс выдачи вам акта, то придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • сделайте подборку всех нормативных актов, в которых оговорены обязанности страховщика, не исполняемые им. Предъявите ее страховой компании и попросите объяснить причину нарушения ею этих требований законодательства;
  • отправьте заявление и все необходимые документы страховой компании, используя почтовую связь. Конечно, в этом случае она получит их позже. Но зато у вас на руках будет выданное отделением почты документальное подтверждение того, что вами выполнены все обязательства по страховому договору.

При таких обстоятельствах страховщик не сможет ссылаться на какие-либо нарушения, допущенные вами. Как правило, этих мер оказывается вполне достаточно для получения вами акта осмотра.

Если страховщик продолжает грубо нарушать условия договора, используйте возможность обращения с иском в судебные органы или с жалобой в РСА.

Допустим, что акт осмотра вами все же был получен, но вас не устраивает размер выплаченной страховой суммы, которая не покрыла всех реальных расходов на восстановление автомобиля. В таком случае следует направить свои усилия на доказывание своей правоты.

Сделать это сможете в судебном порядке, подав иск о возмещении вам действительной суммы причиненного ущерба. Заявите ходатайство об истребовании от ответчика всех документов, которые имеются у него. При необходимости суд может назначить независимую экспертизу.

Что делать, если страховая мало заплатила по ОСАГО?

Как быть, если страховая задерживает выплату по ОСАГО, читайте тут.

Порядок действий страхователя

Зная о том, что СК не обязана на добровольных началах предоставлять пострадавшему в ДТП акт экспертизы или осмотра ТС, гражданину нужно предпринять ряд действий. Сразу после ДТП (не позже 5 рабочих дней) необходимо известить СК о произошедшей аварии и предоставить пакет необходимых документов, включая заявление на возмещение причиненного ущерба.

Более подробно о требуемых документах можно прочитать в другой статье интернет-портала. В течение 5 рабочих дней со дня подачи в страховую компанию заявления и документов (по предварительной договоренности с СК) предоставить пострадавшее транспортное средство (или его остатки) для проведения осмотра или экспертизы (п. 3.11 Положения ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014г.). Осмотр (экспертиза) должен быть проведен СК:

  • Сразу, если существовала предварительная договоренность по дате и времени проведения экспертизы автомобиля, который физически возможно доставить на место проведения экспертизы;
  • В течение 5 рабочих дней, если ТС физически не может быть доставлено для проведения экспертизы вследствие поломки;
  • В течение 10 рабочих дней, если ТС находится в территориально труднодоступном месте.

По истечении указанных сроков пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии нужно обратиться в страховую компанию с заявлением, в котором должно быть указано требование о предоставления акта осмотра и (или) экспертизы транспортного средства. Заявление о выдаче акта осмотра и (или) экспертизы не имеет законодательно установленной формы. Но документ должен в обязательном порядке содержать следующие сведения:

  • Наименование СК, куда подается заявление;
  • ФИО директора СК;
  • Данные заявителя:
    • ФИО;
    • реквизиты паспорта;
    • адрес постоянной или временной регистрации;
    • реквизиты полиса ОСАГО;
    • контактный телефон.
  • Суть заявления: требование выдачи акта осмотра и (или) экспертизы поврежденного в результате ДТП автомобиля с указанием даты ДТП, гос. номера машины;
  • Дата составления документа;
  • Личная подпись с расшифровкой.

Заявление можно написать от руки или распечатать на принтере. Форма изложения требования должна быть нейтральной, без эмоциональной окраски, только констатация факта. Подать его можно лично или посредством отправления заявления Почтой России с описью вложения и подключенной опции уведомления о получении отправления адресатом.

Заявление в страховую компанию на выдачу акта осмотра по ОСАГО

Вне зависимости от того, о каком виде страхования идет речь (КАСКО или ОСАГО), заявления о получении акта осмотра составляются одинаково.

В них обязательно укажите следующее:

  • полное имя страхователя и его данные (адрес, номера контактных телефонов);
  • данные о страховой компании (место расположения и ее ИНН);
  • опишите суть произошедшего ДТП;
  • изложите просьбу о выдаче нужных вам документов. 
  • полное имя страхователя и его данные (адрес, номера контактных телефонов);
  • данные о страховой компании (место расположения и ее ИНН);
  • опишите суть произошедшего ДТП;
  • изложите просьбу о выдаче нужных вам документов.

Если вы имеете на руках акт осмотра пострадавшего при аварии транспортного средства, то это означает своевременное и полное исполнение вами возложенных на вас обязанностей. Данное обстоятельство лишает страховщика права ссылаться при неисполнении ею своих обязательств на то, что и с вашей стороны были допущены определенные нарушения.

При составлении акта о страховом случае используется не только акт осмотра автомобиля, но и заключение независимой экспертизы. Стоит четко понимать, что это два различных документа, путать которые не стоит.

Акт осмотра подтверждает всего лишь факт исполнения страхователем своей обязанности по представлению поврежденного автомобиля в установленный срок для его осмотра страховщику. Этот документ составляется сотрудником страховой компании.

Из заключения независимого эксперта можно узнать стоимость ремонта, необходимого для восстановления поврежденного автомобиля.

Куда обращаться, если СК не выдает акт экспертизы?

В случае если страховая компания при наличии письменного заявления от пострадавшего не выдает акт осмотра (экспертизы) поврежденного ТС в трехдневный срок (п. 23 Положения ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014г.), то гражданин вправе обратиться с жалобой в такие инстанции, как Российский Союз Автостраховщиков (РСА) или суд. Прежде чем подавать жалобу, необходимо собрать пакет следующих документов:

  • Квитанцию об отправке в СК заявления на предоставление акта осмотра и извещение о вручении почтового отправления адресату, либо второй экземпляр требования, поданного в СК лично, с отметкой ответственного лица СК о принятии заявления;
  • Непосредственно заявление, поданное в СК, с требованием выдачи акта осмотра (копию или второй экземпляр);
  • Ответ из СК (при наличии).

Одновременно с перечисленными документами в Российский Союз Автостраховщиков подается жалоба-заявление, а в суд — исковое заявление. В судебном иске кроме требования о выдаче акта осмотра, можно указать требование о выплате материального и морального ущерба, о возмещении понесенных судебных затрат гражданина при исковой тяжбе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *