Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Взыскание утраты товарной стоимости

Законодательство по Гражданскому праву признает факт реального ущерба от аварийных ситуаций, сложившихся на автодорогах.

Следовательно, возникает необходимость в установлении утраты товарной стоимости, основанной на оценке ущерба от ДТП путем проведения технической экспертизы и осуществления платежей по ОСАГО.

Он имеет право потребовать у страховой компании возместить затраты согласно договора по ОСАГО. Зачастую страховые компании стремятся снизить расходы на восстановительные работы, отказывая в проведении экспертизы.

Многим владельцам транспортных средств приходится обращаться в суд с исковым заявлением, чтобы взыскать УТС по ОСАГО. Но этим вариантом можно воспользоваться только в отдельных случаях.

К ним относятся:

  • год выпуск автомобиля, если он иностранного производства не должен превышать пяти лет, отечественного и стран СНГ не более трех лет;
  • амортизация автомобиля не должна превышать 35 % на момент получения повреждения;
  • случай должен классифицироваться как страховой в соответствии с действующими нормами.

Выплата компенсации обосновывается решением суда. Она позволяет возместить утрату товарной стоимости автомобиля, для чего необходимо предоставить размер УТС.

При установлении УТС каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Несмотря на отсутствие в правилах обязательного страхования прямого указания на возмещение расходов, необходимо учитывать ухудшение потребительских свойств автомобиля, впоследствии снижающее его реальную рыночную стоимость.

Что включает УТС

Согласно нормам ОСАГО, потерей товарного вида является убыток, причиненный автовладельцу, который оказался причастным к аварии не по своей вине. Будучи технически испорченным, автомобиль  теряет изначальные внешние и внутренние технические характеристики, а это неукоснительно ведет к уменьшению цены на авто при последующей перепродаже.

Решение Верховного суда обязывает страховщиков возмещать разницу стоимости ТС, ставшего участником ДТП и признанного в нем потерпевшим, в случае обращения водителя за данной услугой.

утрата товарной стоимости по осаго

Базой для определения разницы в цене рассматривают актуальную стоимость машины. Конечно формула расчета УТС сложная и этим знанимаются эксперты, но говоря простым языком, Вам рассчитывают стоимость вашего автомобиля если бы он не был в ДТП и стоимость вашего авто после ДТП. Вот эта разница в стоимости и есть сумма утраченной товарной стоимости автомобиля.

Обычно у дорогостоящего авто УТС выше.

Утрата товарной стоимости включает такие моменты:

  • Изменение внешних характеристик автомобиля;
  • Восстановление лакокрасочного покрытия;
  • Утрата исходного уровня эксплуатационных качеств;
  • Снижение надежности отдельных элементов ТС, возможные скрытые деффекты.

Основания для получения

По решению Верховного суда РФ, испущенного за номером ГКПИ07-658, опубликованного в июле 2007 года, УТС автомобиля приводит к уменьшению его фактической реальной стоимости.

Она относится к реальному ущербу, ухудшающему эксплуатационные качества автомобиля и вместе с затратами на восстановление ее необходимо учесть при установлении размера страховых платежей сообразно повреждению имущества потерпевшего.

Вместе с тем в законе об ОСАГО, в частности статье 6 приводится список случаев, которые исключены из состава страховых рисков, в том числе УТС.

КАк определяют УТС

В правилах ОСАГО установлены типовые условия, по которым заключается договор. В нем разъяснены способы определения страховых выплат, осуществления независимой экспертизы.

Форму страховых выплат по компенсации причиненного ущерба имуществу с согласия потерпевшего лица можно заменить натуральной, например, организовать ремонтные работы. Однако в правилах, законе ОСАГО не отмечается о возмещение страховой суммы.

В правилах ОСАГО отмечено, что ее основополагающей задачей является выяснение стоимости ремонтно-восстановительных работ, не определяя стоимость УТС.

Что касается размера страховых выплат, то в правилах указано о возмещении реального ущерба и других видов расходов, оплаченных потерпевшим лицом.

К ним относятся расходы на:

  • потребные материалы и запасные части;
  • вознаграждение работникам СТО за выполненные работы;
  • транспортирование материалов, запасных частей к местоположению СТО, где производится ремонт;
  • транспортировку имущества к месту, где должны произвести ремонтные работы и обратно.

Что еще раз подтверждает, утрата товарной стоимости как таковая не учитывается и не входит в состав страховых выплат по ОСАГО.

Не будет лишним при заключении договора со страховой компанией внимательнее ознакомиться с условиями, которые они предоставляют во избежание негативных последствий при возникновении дорожно-транспортных происшествий.

Пострадавший в аварии автомобиль нельзя будет продать по цене нового. Особенно это обидно для владельцев, которые приобрели своего стального коня недавно. Но сегодня все автомобили должны быть застрахованы по полису ОСАГО.

Однако в Законе об ОСАГО в ст. 6 нет слов о возмещении УТС. Этим и пользовались страховщики, отказывая в возмещении, поскольку в законе нет такого основания.

Однако в 2017 году было Пост. Пленума Верховного Суда. Этот документ разъясняет правоприменителям, как необходимо толковать ту или иную норму закона.

В постановлении № 58 от 26.12.17 « О применении судами закона об ОСАГО» в п. 37 четко указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению.

Составляем заявление на взыскание  УТС в суд

Таким образом совершенно очевидно что УТС входит в страховое возмещение.Но справедливости ради, надо сказать что к практике ВС мало кто обращается.

Более того, большая часть страховщиков даже не знает о том, что есть подобные разъяснения.

В этом же пункте сказано что УТС –представляет собой уменьшении стоимости ТС вызванного более ранним ухудшением:

  • товарного вида;
  • эксплуатационных свойств;
  • снижением прочности деталей.

Если же говорить о добровольном страховании, а именно о полисе КАСКО, то есть более раннее пост. Пленума ВС от 27.06.13 «О применении судами законодательства о добровольном страховании».

В п. 41 также сказано, что УТС – то уменьшение стоимости ТС вследствие дорожного происшествия и ремонта. Верховный суд также относит УТС к реальному ущербу, так же как и стоимость ремонта и деталей. Таким образом в возмещении страховая компания отказать не может

Однако есть ряд нюансов. Автомобиль, владелец которого претендует на возмещение УТС должен отвечать следующим характеристикам:

  1. Это должно быть первое ДТП данного автомобиля. Правило вполне логичное, поскольку утратить стоимость машина может только один раз, пострадав в ДТП.
  2. Возраст автомобиля не должен превышать:
    Импортные автомобили не более 5 лет
    Отечественные не более 3

Возрастные границы вызваны тем, что есть естественный износ автомобиля, который возникает вследствие его движения по дорогам и его цена объективно снижается.

Также возмещение не должно превышать суммы, которая указана в договоре страхования. Ответственность страховщика в случае ДТП и возмещения ущерба лежит только в пределах этой суммы. Все остальное придется взыскивать с виновника ДТП.

Условия возмещения УТС страховщиком

Импортный автомобиль не должен быть старше 2015 года, а возраст машины, выпущенной в странах СНГ, не должен превышать трех лет.

Автовладелец не является виновником ДТП.

Стоимость УТС не должна быть более 400 тысяч рублей.

В категорию восстанавливаемых вследствие дорожного происшествия деталей не входят запчасти, которые ранее были разбиты в других ДТП, учитываются лишь новые элементы.

Выплаты по УТС осуществляются согласно решению суда и лишь на его основании.

Получение компенсации при ухудшении вида автомобиля – дело, разрешаемое, в первую очередь, страховщиком. Владелец пострадавшего в аварии автомобиля должен попробовать решить вопрос мирным путем переговоров.

Если следовать данному алгоритму, у автовладельцев не возникнет проблем с реализацией своих законных прав:

  1. Предварительная подготовка к разбирательству. На сайте страховой компании, в которой оформлялось автомобильное страхование, скорее всего, имеется готовый бланк или онлайн-заявка.
  2. Заявление передается страховщику в 2 экземплярах. Один остается в компании для принятия к рассмотрению, второй возвращается автомобилисту с поставленной отметкой о принятии документа в работу.
  3. Оставленный на руках образец необходимо сохранить в качестве доказательства факта передачи обращения в страховую.
  4. Рассмотрев обращение, страховщик дает ответ об удовлетворении претензии или отказе в удовлетворении.
  5. Если из организации приходит отказ, машину направляют на осмотр и экспертизу. Чтобы предоставить достоверные сведения, оценщику потребуются дополнительные документы, подтверждающие факт исполнения ремонтно-восстановительных работ.
  6. Получив заключение, автомобилист совместно с юристом, специализирующимся по данному вопросу, составляет гражданский иск на страховую компанию.
  7. Нет необходимости ожидать ответа, если он не предоставлен в течение 5-дневного срока. Заявление подается вместе со всеми документами, свидетельствующими об обстоятельствах дела.Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Как рассчитывается УТС

По собственной инициативе вряд ли удастся добиться возмещения, клиент должен проявить активность, обращаясь с претензией к компании, либо решая вопрос в суде. Для проведения расчетов потребуется независимое экспертное заключение, на основании которого рассчитывается УТС и составляется иск. В заключении указывают стоимость ремонта, закупленных деталей, агрегатов и производят учет разницы между новым и подержанным авто той же модели. При определении компенсации действует правило: чем дороже и новее было транспортное средство до аварии, тем больше будет сумма выплаты.

Для подготовки к рассмотрению дела, необходимо произвести расчет потери стоимости, используя применяемые в РФ методы. Наиболее известны два метода, как рассчитать УТС при страховом случае:

  1. Метод расчета по Минюсту. Данный способ принимается судом при рассмотрении исков, а значит, может рассматриваться как наиболее предпочтительный. Согласно данному методу, расчет УТС выполняется с учетом нескольких показателей по затратам на замену поврежденных узлов, элементов кузова, необходимости в покраске, разборке салона и т.д. Данные вычисления выполняют опытные специалисты, компетентные в произведение подобных вычислений, через особый калькулятор. Расчеты выполняют по формуле: Среднерыночная стоимость аналогичной модели х Сумма коэффициентов ремонтных работ / 100.
  2. Существует и другой, не менее популярный метод, известный как метод Хальбгевакса. Его считают удобным многие оценщики, принимая в расчет показатели стоимости автомобиля с пробегом, нового авто, расходов на работы по восстановлению, расходов на закупку запчастей и материалов.

Узнать сумму возмещения и по первому, и по второму методу можно через специальный калькулятор, который обязательно применяется сотрудниками, специализирующимися на оценке.

выплата утс по осаго

Чтобы рассчитать величину УТС, необходимо установить первоначальную стоимость автомобиля. Реальный размер компенсационных средств, возможно, определить исключительно в ходе проверки его состояния.

В расчет вводится коэффициент ka, характеризующий стоимость ремонтно-восстановительных работ. Если он меньше 10 % по отношению к первоначальной цене с учетом его изношенности, то расчет УТС производиться в исключительных случаях.

С точки зрения экономической целесообразности не вполне разумно рассчитывать УТС и проводить экспертизу автомобиля при превышении стоимости запчастей потребных для осуществления ремонтных работ по отношению к стоимости выполнения самих работ, то есть при kb — 40%.

В то же время существует несколько методик, которые применяются для производства расчетов. По ним определяются определенные виды показателей, позволяющие получить в той или иной мере утрату товарной стоимости.

Расчеты УТС производятся на день, когда произошло ДТП. Обычно ее величина составляет от 10 до 20 % от реального размера нанесенного ущерба.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что единственной доказательной базой является постановление президиума Верховного суда РФ, изданное в августе 2005, его решение за номером ГКПИ07-658, датированное июлем 2007 года.

Указанные документы позволяют гарантированно взыскать возмещение, уплачиваемое за утрату товарной стоимости. Вопрос об УТС по ОСАГО решается судом, который на основании своего решения взыскивает его со страховых компаний. Они по собственной инициативе не удовлетворяют требования клиентов, которые заключили договор с ними по ОСАГО.

Как определяют  УТС

Дефект качественных характеристик ТС вследствие аварии, вызывающие удешевление стоимости автомобиля, имеют свой показатели.

Таблица Хальбгевакса

Данное значение рассчитывается с учетом того, какие типы ремонтных работ требует автомобиль, а также перечень элементов, которые требуют замены или восстановления.

Известны случаи, когда сумма достигала десятой части от стоимости автомобиля.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года, Верховный Суд предписывает страховым компаниям возмещать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.

Тем не менее, большинство страховщиков уклоняются от подобных выплат и не спешат делать это добровольно, а реагируют только на дополнительные обращения в суд и подачу исковых заявлений.

Статистика тем не менее фиксирует процент успешного решения данного вопроса в досудебном порядке почти во всех случаях, но это при условии грамотной подготовки к суду.

Что говорится в законодательстве

Еще буквально до начала 2015 года УТС не относили к реальному ущербу и не обращали на него особого внимания. Теперь же, с 29.01.15 г.

Постановлением Пленума ВС РФ №2 в абзаце 1 статьи 29 этот параметр расчетов страховых со своими клиентами определен как реальный ущерб, а потому он должен всегда приплюсовываться к страховой выплате.

В случае невыполнения такого указания составляется претензия по УТС ОСАГО на имя руководителя страховой компании, и если она не будет удовлетворена, то вполне вероятно страховщика могут оштрафовать или даже отобрать лицензию.

Если страховая компания не идет на контакт

Как уже было сказано выше, сторона, ставшая участником аварии по вине другого водителя, имеет все права на возмещение утраты товарной стоимости страховой компанией. Но что делать, если страховщики наотрез игнорируют любые обращения автовладельца?

1. Рассчитать утрату товарной стоимости автомобиля в организации, имеющей соответствующую лицензию. Получить отчет (заключение) эксперта. 

Чтобы эксперты смогли произвести расчет ущерба, автовладелец предоставляет им копию сметного расчета ремонта авто, заверенную страховой компанией, и акт выполненных работ.

2. После получения заключения экспертов пишем заявление на возмещение УТС в страховую компанию, в которой застрахована машина и прикладываем отчет об оценке.

Заявление составляется в 2-х экземплярах, один из экземпляров направляется непосредственно руководству страховой компании, а второй необходимо оставить себе. На вашем экземпляре, страховщик должен поставить отметку о получении. 

Если страховщик отказывается ставить отметку о получении, смело направляйте заявление по почте ценным письмом с описью вложения.

3. Если страховщик и дальше уклоняется от оплаты УТС, подаем заявления в суд.

Ответчиком будет выступать страховая компания водителя, нарушившего ПДД (виновника ДТП). Если страховщик обанкротился, иск предъявляется к виновнику ДТП. Также с виновника взыскивается сумма превышающая 400 тыс. рублей.

Согласно ГК РФ, предъявление требований к владельцу по сроку давности совершения ДТП составляет 3 года, к страховой компании — 2 года 2 месяца.

Перед подачей документов в страховую компанию автовладелец должен получить справку о ДТП, в которой содержится информация об участниках происшествия, их инициалы, дате и времени аварии, о государственных и vin номерах авто, страховки, информации о пострадавших, видимые повреждения деталей автомобиля. Получить документ можно в день аварии, а в случае с пострадавшими — в течение нескольких дней.

По истечении 5 рабочих дней с момента подачи заявления, будет назначена и произведена экспертиза для выяснения стоимости реального ущерба, а также уменьшения стоимости эксплуатационных качеств в результате нанесения транспортному средству повреждений. За исключением праздничных дней в течение 20 суток участнику направляется по почте либо выдается на руки мотивированный ответ о выплате страхового возмещения, стоимости УТС. На практике стоимость восстановительного ремонта занижается, а в выплате УТС отказывают.

Порядок действия для получения УТС

Участнику необходимо обратиться в независимую компанию, специализирующуюся на оценки авто, которые повреждены в ДТП. Заключить с организацией договор на оказание услуг по оценке реального ущерба и утраты товарной стоимости машины. Специалист, назначенный для оценки стоимости ремонта, подготовит для вас телеграмму с информацией о дате, времени и месте проведения независимой оценки, которую необходимо будет направить сторонам: в страховую фирму, участнику ДТП и Российский Союз Страховщиков (в ситуации, если у страховой фирмы виновника отозвана лицензия).

В день проведения независимой экспертизы стороны могут задержаться не более чем на тридцать минут от назначенного времени проведения осмотра, по истечении этого времени оценщик производит осмотр повреждений транспортного средства.

Отправка телеграммы с уведомлением о вручении для каждой из сторон осуществляется за 3 дня до даты проведения осмотра, не учитывая выходные дни, дни осмотра и уведомления, и возвращается по удобному для вас адресу. Из уведомления о возврате в случае судебного разбирательства можно увидеть, куда и когда была доставлена телеграмма, лицо принявшее ее.

Для подтверждения идентичности направляемого вами текста сторонам ДТП необходимо заблаговременно подготовить второй экземпляр сообщения, а работнику почтового отделения заверить копию телеграммы оттиском печати с указанием должности и инициалов работника, совершающего данную операцию. Это мера направлена на подтверждение идентичности сообщений.

Именем Российской Федерации

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

https://www.youtube.com/watch?v=dVIyJMZYk6Q

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н., А. о признании частично недействующим абзаца первого подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263,

Н. и А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абзаца первого подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости.

В обоснование заявления они указали на то, что оспариваемое нормативное положение не соответствует пункту 2 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункту 2 статьи 15, статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых утрата товарной стоимости является реальным ущербом и должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего.

В судебном заседании представитель заявителей адвокат Семенов Р.П. поддержал заявленное требование, ссылаясь на вышеприведенные мотивы и на то, что абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил содержит исчерпывающее положение о составе страховой выплаты без учета утраты товарной стоимости, в результате применения этой нормы были нарушены права заявителей на возмещение реального ущерба в пределах страховой суммы.

Представитель Правительства Российской Федерации Янина Н.Г. возражала против доводов заявителей и их представителя, указывая на то, что в действующем законодательстве вопрос утраты товарной стоимости не урегулирован, не определено, что в результате дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта уменьшается стоимость транспортного средства, страховая выплата по обязательному страхованию в силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» может быть недостаточной для полного возмещения вреда, оспариваемая норма не определяет закрытый состав страховой выплаты.

Проанализировав оспариваемый пункт Правил на предмет его соответствия федеральному закону, обсудив доводы участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством Российской Федерации правилах обязательного страхования.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 6-П указанная статья в части, допускающей произвольное определение Правительством Российской Федерации условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 45 (часть 1).

Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 7 мая 2003 года N 263 утвердило Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, абзацем первым подпункта «б» пункта 63 которых предусмотрено, что размер страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).

Данная норма, как следует из ее содержания, предусматривает при наступлении страхового случая возмещение лишь восстановительных расходов, исчерпывающе перечисленных в пункте 64 Правил, и не предполагает включение в состав страховой выплаты величины утраты товарной стоимости.

Суды и другие правоприменительные органы при решении вопроса о размере страховой выплаты руководствуются абзацем первым подпункта «б» пункта 63 Правил, давая ему такое же толкование, в связи с чем отказывают в страховом возмещении величины утраты товарной стоимости. Это подтверждается, в частности, копией вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г.

Оспариваемое нормативное положение, исключающее из состава страхового возмещения величину утраты товарной стоимости, расходится с содержанием и целями Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции от 30 декабря 2006 года), снижает установленные гарантии права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортного средства иными лицами, в пределах, предусмотренных этим Федеральным законом.

Судебная практика в таких случаях

Далеко не каждый владелец автомобиля может рассчитывать на компенсацию утраты товарной стоимости. Для этого необходимо удовлетворять следующим условиям:

  • не быть виновником ДТП;
  • размер максимальной суммы реального ущерба не должен превышать максимальную сумму выплат по ОСАГО, прописанную в Законе «Об ОСАГО» — 400 тыс. руб. в 2017 г.;
  • возраст автомобиля иностранного производства не должен превышать 5-ти лет, российского – 4-х лет;
  • износ не должен превышать 35%.

Схожие критерии для получения УТС действуют и для КАСКО — за исключением первого пункта. По полису КАСКО страховщик гарантированно возмещает все расходы, даже если автовладелец оказался виновником ДТП. В случае, если какое-то из перечисленных выше требований не выполняется, то подавать заявление на возмещение УТС нет смысла.

Сниженная товарная стоимость машины, попавшей в автодорожную аварию, может быть оплачена только в том случае, если испорченные и поломанные детали существенно портят ее внешний вид и затрудняют использование четырехколесной автотехники.

Перед тем как рассчитать этот показатель необходимо еще учесть некоторые правила, которые заключаются в следующем:

  1. При начислении УТС для автомобиля отечественного производства, износ должен составлять не больше, чем 40%. При этом возраст авто должен быть 3 года, а пробег не превышать 50 000 км.
  2. Когда рассчитывается УТС для иномарки, то ее износ тоже не должен быть более 40%, но по возрасту такие машины допускаются к рассмотрению не старше 5 лет с пробегом, не превышающим 100 000 км.
  3. Автомобиль за всю свою историю существования не должен попадать в аварию ни одного раза, только тогда УТС будет учтен.
  4. Отечественные автобусы и грузовой транспорт, которым более 1 года.
  5. Иномарки, по которым гарантийный срок истек.
  6. Иностранные автобусы возрастом более 5 лет.

На пробег обращают внимание не все страховые службы, но все-таки учесть этот параметр также стоит перед тем, как подавать заявление на оплату утраты товарной стоимости техники.

Нужно помнить об условиях страхового договора, если в этом документе есть пункт, где сказано, что страховщик имеет право отказать в выплате клиенту УТС, тогда ни один суд не станет на сторону страхователя – клиента компании.

Потому как условия соглашения, заключенного между сторонами изначально, являются первичной базой, на которую будет опираться судебная инстанция при рассмотрении дела.

Кроме этого, нужно еще отметить случаи, когда именно следует применять расчет потери товарной стоимости автомобиля, привести в доаварийное состояние на 100%, которое невозможно. УТС применяется в следующих случаях, когда необходимо:

  • разбирать и собирать салон;
  • рихтовать и окрашивать поверхность машины;
  • производить замену (полную или частичную) каких-то несъемных конструкций;
  • править геометрию кузова, рамы и устранять их деформацию;
  • ремонтировать двери, крышку для багажника, пластиковое крыло и прочее.

При этом смотрят еще и на то, как машина движется, трогается с места, совершает маневры, какие требуется произвести ремонтные работы внутренних деталей автомобиля, отвечающих за его прямую эксплуатацию.

Если нужно устанавливать только мелкие какие-то элементы, то УТС не учитывается. Это могут быть молдинги, корпус зеркала, дверные ручки, накладки, часть облицовки и прочее.

Иногда случается, что страховая по какой-то причине не желает даже при выполнении всех обязательных условий выплачивать УТС. В таком случае потребуется обратиться в суд.

Сам алгоритм обращения полностью стандартный, составляется исковое заявление и прилагаются все необходимые в таком случае документы.

На 2018 год ЦБ РФ и другие контролирующие органы установили достаточно жесткие рамки для работы страховой компании в данном направлении.

Именно поэтому какие-либо сложности с получением соответствующих начислений отсутствуют.

Если же страховая компания не желает соблюдать законодательные нормы и нарушает права водителей — необходимо обращаться в суд по месту расположения офиса.

Какие нужно предоставить документы

Одно из важных и обязательных действий перед подачей искового заявления в суд, это подача заявления о возмещении УТС по ОСАГО в адрес страховщика.

Чтобы заявление было принято к производству в максимально короткие сроки, его рекомендуется составлять с учетом некоторых правил и норм.

Оно должно включать следующую информацию:

  1. Название суда
  2. Сведения о страховом агенте-ответчике
  3. Данные владельца автомобиля- клиента данной страховой компании
  4. Сведения о лице, спровоцировавшем происшествие на дороге
  5. Затраты на иск и государственный сбор
  6. Информацию по ДТП с указанием технических повреждений пострадавшего автомобиля
  7. Упоминание о том, что заявитель обслуживается в указанной страховой компании, подтвердить страховым полисом ОСАГО.
  8. Подтверждение обращения к компании с просьбой возместить ущерб
  9. Итоги независимой оценки состояния автомобиля с указанием цен на ремонт (стоимости работ, которые необходимо выплатить) и стоимости иска.

За этим следует еще ряд данных, которые необходимо изложить по пунктам в обязательном порядке:

  1. Сумма утраченной товарной стоимости
  2. Затраты на разбирательства в суде
  3. Размер госпошлины оплаченной истцом
  4. Список документов, прилагаемых к заявлению
  5. Дата и подпись лица, подающего заявление

Само обращение в судебные органы должно быть подкреплено документами, подтверждающими факты изложенные в исковом заявлении.

Перечень документов выглядит таким образом:

  • Документ, удостоверяющий личность (копия)
  • Документ подтверждающий право управления транспортным средством (копия)
  • Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО (копия)
  • Копия документов, поданных ранее при досудебной работе
  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Документы на автомобиль: паспорт, свидетельство о регистрации машины, талон ТО и документ, свидетельствующий о результатах проведения техосмотра ТС  (копия)
  • Документы, подтверждающие факт ДТП, протокол об административном правонарушении или постановление об отказе в возбуждении дела.
  • Извещение о ДТП  (копия)
  • Акт о наступлении страхового случая
  • Отчет (заключение) независимого эксперта, содержащий данные о действительной стоимости машины
  • Акт осмотра транспортного средства экспертом.
  • Документ, подтверждающий договорные отношения между автовладельцем и специалистом по оценке
  • Копии искового заявления, по количеству участников в данном деле.

После того как случилось ДТП необходимо следовать правилам дорожного движения. Согласно им происшествие должно быть оформлено в соответствии с законом.

На сегодня при незначительным ДТП можно обойтись без сотрудников ГИБДД и оформить так называемый европторокол. Но в этом случае нужно быть очень внимательными, поскольку ошибки при оформлении могут послужить основанием в отказе от возмещения.

В страховую компанию необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • заявление на возмещение ущерба, включая УТС;
  • извещение о ДТП;
  • справка из ГИБДД о аварии;
  • протокол из ГИБДД, где указана степень вины водителя;
  • постановление о возбуждении адм/уголовного делопроизводства.

К заявлению прикладываются только копии документов. В случае отказа и обращения в судебные органы оригиналы документов потребуются там.

Заявление необходимо распечатать в двух экземплярах. Один отдается сотруднику страховой компании, а на втором он делает отметку о принятии с указание числа, времени подписи и должности. Это будет подтверждением того, что водитель не пропустил указанный в законе срок в 5 дней.

Для начала нужно четко разделить два вида страхования. Возмещение расходов по ОСАГО производится в одном порядке, а по КАСКО в другом.Начнем с заявления на возмещение в рамках полиса КАСКО.

Выплата по УТС будет произведена только если автомобиль соответствует следующим критериям:

  • водитель не виновен в ДТП;
  • детали которые будет заменены не подлежали коррозии;
  • детали под замену не содержат следов ремонта и были установлены на автомобиль изначально на производстве;
  • пробег автомобиля не превышает;
  • 50 тыс. км. – отеч. авто;
  • 100 тыс. км – импортный автомобиль;
  • размер УТС не превышает 20 % от общего возмещения ущерба.

В представительствах есть специальные бланки, но допустимо заполнить его в свободной форме, с соблюдением ряда требований:

  • в правом верхнем углу указывается кому направлено данное заявление, а так же заявитель и его контактные данные;
  • в заявлении необходимо расписать случившееся с подтверждением фактов документами, которые есть в наличии;
  • указать сведения об автомобиле и его расчетную стоимость после ремонта;
  • указать размер УТС обоснованный результатами экспертизы;
  • расчетный счет куда должна быть переведена сумма возмещения УТС;
  • в приложении перечисляются копии документов, которые идут вместе с заявлением;
  • число и дата.

Действия по ОСАГО примерно такие же и заявление содержит те же пункты.

Как рассчитать УТС по ОСАГО

Когда расчеты ведутся страховой компанией, то размер потери товарного вида может достигать до 20%, взятых от самого реального ущерба, первично оцененного экспертом при наступлении страхового случая.

Данные ее изначально страховщик принимать не будет, так определено в ч.«б» ст. 1 законодательного акта от 23.06.16 г. №214-ФЗ, вступившего в полную силу 4 июля 2018 года.

Но зато водители смогут использовать отчеты такой экспертизы в суде или прилагать их к претензии, если будут не согласны с действиями страховой организации.

Для расчетов используют, как правило, два классических приема:

  1. По методу, предложенному Министерством юстиции России.
  2. По способу Хальбгевакса.

Все эти методы и способы применимы исключительно только к одному случаю ремонта машины, поэтому все расчеты будут вестись только по одной аварии.Расчеты способом Минюста РФ

В данном случае расчет УТС будет напрямую зависеть от следующих правил:

  1. Сумма всех коэффициентов должна быть снижена на 20%, когда производится замена конструктивов и их установка при помощи сварки.
  2. Суммы, которые выделялись страховой компанией на ремонт, не могут превышать стоимость новых деталей, годных к замене.
  3. Если обнаружиться, что выравнивание кузова было сделано еще до попадания машины в аварию, то тогда коэффициент Ki должен быть уменьшен наполовину.
  4. Полное либо частичное окрашивание авто всегда уменьшает его стоимость, но должен учитываться возраст машины – не более 5 лет для иностранных машин и 3-х – для отечественных.

Когда обнаруживают такие дефекты на деталях корпуса, образовавшиеся до момента наступления ДТП, которые следует ремонтировать строго путем окрашивания, тогда параметр Кокр(1) должен быть выставлен меньшим – 0,35.

Тогда результат вычислений будет меняться в зависимости от того, сколько насчитано таких дефектов (n).

Кокр – Кокр * n пов. / n.

Расчеты путем метода Хальбгевакса

Разу нужно отметить важные правила для этих расчетов, которые заключаются в следующих пунктах:

  1. Распространяется на машины-иномарки возрастом до 5 лет с показателями спидометра не выше – 100 000 км на дату совершенного ДТП.
  2. Распространяется на машины отечественного выпуска возрастом до 3-х лет и с показателями на спидометре не больше 50 000 км на дату случившейся аварии.
  3. Чтобы произвести расчеты следует собрать следующие входные данные:
    • цена авто на момент выпуска из завода – ЦН;
    • цена машины по рыночному спросу непосредственно перед самой аварией – ЦР;
    • год заводского выпуска авто;
    • объем денежной массы (средств), что понадобиться для восстановления машины – СО;
    • сколько стоят услуги ремонта – СР;
    • Какие фигурируют по случаю расценки на запасные части, детали, материалы – СМ.

После этих расчетов всегда будут находить еще и два вспомогательных – А и В, которые помогут привести самую формулу в более рабочий вид.

Здесь также понадобиться учесть несколько ключевых факторов:

  • если значение А выявляется меньшим 10% (ремонт достаточно дешевый), то показатель снижения денежных эквивалентов будут рассчитывать только в исключительных обстоятельствах;
  • если значение А выявилось большим 90%, а В – 40%, тогда уменьшающий показатель вообще не трогают (не рассчитывают) потому как ремонт очень дорогой.

Вычисления по методу РД (Руководящего Документа)

Наиболее сложный порядок расчетов – это использование метода РД или Руководящего документа.

Ввиду сложности формулы и множества нюансов обычно такие расчеты производятся исключительно специалистами и только при помощи вычислительных компьютерных программ.

В основном метод применяется для определения товарного снижения иномарок Премиум класса или очень дорогостоящих машин заграничного производства.

Именно по той причине, что потеря товарной ценности автомобиля после аварии приравнивается к реальному ущербу, ее размер не оплачивается отдельно от максимально установленного лимита страховки по ОСАГО, а входит в него.

Это обозначает, что если по ущербу на сегодня установлен максимум в 400 000 рублей, то и УТС будет входить в эту сумму также, а не прибавляться к ней.

Пример расчета

Хоть старые машины и не рассматриваются для расчетов УТС, но мы приведем пример расчета для случая, когда авто попало в аварию в 2010 году.

Пример вычисления по методу Минюста:

  1. На ремонт отправили отечественное авто – ВАЗ 21047 2007 года выпуска в стандартной комплектации, с пробегом – 50 000 км, двигатель инжекторный, есть сигнализация.
  2. Ремонт капота.
  3. Первичная цена машины на 2007 год составляла – 208 000 рублей (цена авто-аналога).
  4. Цена машины за несколько дней до аварии определялась с учетом износа совокупно за все годы использования – 21,7%:

    (0,35% (износ на 1000 км. пробега) х 50 1,2% (показатель старения) х 3,5 (годы использования авто до оценки) = 21,7%).

  5. На момент определения стоимости такие авто уже были сняты с производства (2010 год, октябрь), поэтому цену посчитали – не 208 000, а 199 680 руб.:

    (0,96 х 208 000, где 0,96 коэффициент для машин снятых с производства).

  6. Цена авто после его продажи до аварии примерно составит – 179 712 руб.:

    (0,90 х 199 680 руб., где 0,90 – коэффициент снижения стоимости для авто возрастом более 5 лет).

  7. Цена авто с учетом износа – 140 714,50 руб.:

    (179 712 – (179 712 х 21,7%/100%) = 140 714,50 руб.).

  8. Чтобы определить среднюю стоимость автомобиля для рыночных предложений, используются специальные таблицы, в которых отобраны 5 вариантов цен для такого типа автомобиля: 120 750 руб., 127 200 руб., 132 500 руб., 130 000 руб., 125 730 руб. Найдено среднее значение – 127 236 руб.:

    ((120 750 руб. 127 200 руб. 132 500 руб. 130 000 руб. 125 730 руб.) / 5 = 127 236 руб.)

  9. Если учесть 95% уторговывания, то можно определить окончательный вариант прогнозируемой цены авто до аварии – 120 874,20 руб.
  10. Коэффициент использовался – 0,40.
  11. Нахождение УТС:

120 874,20 * (0,40 0,40 0,40) / 100 = 1450,50 руб.

Для несложного ремонта иномарок используется коэффициент «Ki» в значении – 0,30, а для сложных ремонтных работ – 0,70.

При переносе этих показателей на отечественное, да еще и устаревшее даже для 2010 года авто для сложных ремонтов использовать можно показатель – 0,40.

Кто оплачивает

Оплачиваться утрата товарной стоимости должна тем лицом, который является ответчиком по исковому заявлению. Это может быть как стразовая компания, так и виновник ДТП.

В том случае, когда сумма страховки уже составила 400 000 рублей (по закону страховщик больше выплатить не может), тогда оставшийся размер УТС будет возмещать сам виновник аварии из собственных средств.

Порядок расчета УТС

Существует несколько методик расчета утраты товарной стоимости, каждая из которых имеет собственную специфику. Это Методика Минюста РФ, Методика руководящего документа,  Методика Хальбгевакса.

Какая бы методика расчета УТС ни была взята за основу, результаты не будут иметь силы, если автомобиль изношен более чем на 40 процентов, а его возраст давно перевалил за пять лет.

Специалисты объясняют данное положение вещей стоимостью автомобиля на момент дорожного происшествия, которые берут за отправную точку расчета утраты товарной стоимости.

Опыт судебных разбирательств свидетельствует об успешном взыскании сумм УТС в большинстве исков, хотя не обходится и без неудач. В основном они являются следствием неверно оформленных документов и отсутствия доказательной базы.

В то же время необходимо помнить, что в договор ОСАГО может быть включен пункт на отказ выплачивать УТС. В данном случае суд так или иначе встанет на сторону страховой компании.

Как уже говорилось выше, возможность получить УТС имеется лишь у определенной категории автомобилей, соответствующих установленным требованиям. Понятно, что чем моложе автомобиль и меньше его пробег, лучше внешний вид, тем на большую сумму УТС можно рассчитывать. Для точного расчета суммы УТС лучше обратиться к независимому оценщику для проведения независимой экспертизы.

Сам расчет может быть произведен оценщиком по одной из нескольких методик. Несмотря на то, что оценщик может выбрать любую, в приоритете остается методология, разработанная Министерством Юстиции, которой руководствуются и судебные органы. В частности, в соответствии с ней выплата возмещения по УТС положена при следующих условиях:

  • проведение замены деталей автомобиля;
  • ремонт кузова, повреждения геометрии либо замена его частей;
  • нарушение целостности лакокрасочного покрытия;
  • замена узлов машины;
  • необходимость полной разборки салона для проведения ремонта, что в свою очередь существенно снижает качество заводской сборки и внешний вид.

Не стоит рассчитывать на получение выплат в случаях, если повреждения были получены не в результате страхового случая или оказались незначительны, едва заметны на первый взгляд. Также в расчетах не будут учитываться неисправности и прочие неполадки, полученные по иным причинам до наступления страхового случая.

Расчет по методике Минюста производится на специальных калькуляторах по образцу: Безвозвратная потеря стоимости = усредненная стоимость рыночной оценки целого аналога, умноженная на сумму показателей коэффициентов необходимости ремонтных работ неисправных деталей, разделенная на 100.

Кроме описанной выше методики широкую популярность получила методика Хальбгевакса, которой также пользуются оценщики. Расчет возмещения по этой методике производится с помощью специальных калькуляторов на основе следующих показателей:

  • стоимость бывшего в употреблении транспортного средства;
  • стоимость нового транспортного средства;
  •  стоимость новых комплектующих;
  • стоимость ремонта;
  • общая сумма восстановительного ремонта.

Расчет утраты товарной стоимости авто проводится с целью определения величины снижения достоинства автомобиля, в результате восстановительного ремонта после ДТП. Детали транспортного средства, принимаемые к возмещению, не должны участвовать ранее в ДТП. Размер может достигать двадцати процентов от суммы реального ущерба и зависеть от таких факторов, как количества элементов, подлежащих окраске, повреждении деталей, влияющих на ходовые характеристики, внешнего вида.

Возмещение УТС положено для транспортных средств:

  1. не старше 5 лет, иностранного производства, с износом 38 % и пробега до ста тысяч километров;
  2. для грузовых автомобилей, прицепов, автобусов Таможенного союза, для отечественного автопрома до пятидесяти тысяч километров пробега, не старше трех лет с момента выпуска, износом 38%;
  3. для зарубежного транспорта не более четырех лет;
  4. мототехники, возраст которой не превышает пяти лет эксплуатации.

В возмещении премии будет отказано в случаях:

  1. замены деталей кузова;
  2. коррозии металла на элементах;

Метод определения величины ущерба

В ситуациях, когда страховая компания произвела расчет страховой премии, который не устраивает сторону, а произвести повторный осмотр авто невозможно ввиду восстановления транспортного средства. Необходимый перерасчет стоимости возможно произвести на основании акта осмотра страховой компании и справки ГАИ, в которых будут отражены все повреждения, фото с места аварии, паспорта транспортного средства на автомобиль.

Метод определения рыночной стоимости машины до аварии

Данный метод расчета используют в случаях, когда целесообразность восстановительного ремонта транспортного средства отсутствует. В этом случае определяют среднерыночную стоимость машины до аварии, в сравнении с аналогичными моделями, вычитают стоимость годных остатков, получают стоимость упущенной выгоды.

Неустойка

Сейчас отдельного положения по неустойке при невыплате или задержке выплаты сумм УТС страховыми компаниями не предусмотрено. Все подобные случаи подлежат окончательному урегулированию в общепринятом порядке.

Это обозначает, что неустойка будет устанавливаться та, которая обычно принимается за меру ответственности при просроченном исполнении или неисполнении судебного решения.

Всего обычно на исполнение судебного решение дается 20 дней.

При ремонте на СТО

Возместить сниженную товарную стоимость автомобиля можно также и по полису КАСКО, а не только ОСАГО.

Здесь точно также следует обратить внимание на содержание договора, есть там приписка о том, что страховщик не несет ответственности по вопросу компенсации УТС.

Еще нужно не забывать о том, что в добровольном порядке страховая вряд ли согласиться возместить такой ущерб, поэтому придется обращаться в суд по такому же алгоритму действий, что и при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО.

В остальном же правила для расчетов УТС действуют практически такие же, как и в случаях вычислений данного параметра по полису ОСАГО.

Для удобства изучения можно все параметры свести в одну таблицу, чтобы легче было определить разницу между УТС по КАСКО или УТС по ОСАГО.

Сразу бросается в глаза именно размер износа: по ОСАГО – не более 40%, а по КАСКО – не более 35%.

Судебная практика в таких случаях

На практике всего через суд выигрывается дел по погашению страховой компанией сниженной рыночной стоимости автомобиля примерно в 90% случаев.

Одни иски удовлетворяются в пользу требования страховщику оплатить УТС, другие – нет. В большинстве своем такие взыскания проходят успешно для клиентов страховых компаний.

В этих случаях, конечно же, дела будут выиграны страховыми компаниями, а не их клиентами.

Можно для наглядности привести два примера из судебной практики, показывающих динамику и ход развития решения таких вопросов:

  1. Отрицательное для истца решение суда. Автотранспортное средство Toyota Corolla, принадлежащий ООО «Вологдапромсоль», пострадал в аварии летом 2018 года. Федеральным Северо-западным арбитражным судом было принято решение отказать в просьбе истца о возмещении УТС по данном случаю. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» сумела доказать, что большая часть повреждений была на авто еще до аварии. Суд удовлетворил только просьбу о выплате суммы на ремонт тех повреждений, что были причинены посредством ДТП.
  2. Положительное для истца решение суда. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области Арбитражным судом было принято решение удовлетворить просьбу о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело №А 60-6977/2015). Постановление гласило о том, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим к возмещению страховой компанией.

Есть случаи, когда суды удовлетворяют просьбы, мотивируя свои решения Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года.

Только нужно, чтобы автомобиль соответствовал всем параметрам, которые выставлены на сегодня по правилам начисления УТС.

Тогда есть шанс, что суд постановит, чтобы сумму сниженной рыночной стоимости машины потерпевшего возмещал виновник аварии.

По гражданским делам. Утверждён постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г.

Вопрос 18: К реальному ущербу или упущенной выгоде относится утрата товарной стоимости транспортного средства и подлежит ли она взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Постановление Правительства РФ N 263 от 7 мая 2003 г. «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изменениями от 10 июля 2006 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *